Эксплуатация SPITFIRE Mk IIA (TF-Wiki)
ДВИГАТЕЛЬ
Merlin XII - рядный V-образный жидкостного охлаждения с одноступенчатым нагнетателем. Максимальную мощность развивает на высоте 15000 футов при наддуве +9 фунтов (фильтрованный воздух). Отличительной особенностью двигателя являлась эффективная система охлаждения, работавшая под давлением (в отличие от прежних испарительного типа), что позволяло самолёту длительное время летать на максимальной мощности.
5 - минутная допустимая мощность
• 3000 об/мин при наддуве +12 фунтов - в наборе, в горизонтальном скоростном полёте, а также при скоростном боевом маневрировании.
30 - минутная допустимая мощность в наборе
• 2850 об/мин при наддуве +9 фунтов.
Неограниченная крейсерская мощность
• 2650 об/мин при наддуве +6 фунтов.
ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ
Самолёт имеет воздушный винт постоянных оборотов Rotol с максимальной скоростью вращения 3000 об/мин.
УПРАВЛЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРОЙ ДВИГАТЕЛЯ
Самолёт имеет жидкостное охлаждение двигателя (50% гликоль / 50% вода). Для регулировки температуры охлаждающей жидкости пилот открывает и закрывает створку радиатора. Кроме того, самолёт имеет автоматический масляный радиатор, управлять которым пилот не может. Индикаторы температуры охладителя и масла расположены справа на приборной панели.
Рекомендуемая температура охладителя:
• Минимальная: 60ºC
• Нормальная: 105-130ºC
• Максимальная: 131-135ºC
Рекомендуемая температура масла:
• Минимальная: 40ºC
• Нормальная: 90-100ºC
• Максимальная: 101-115ºC
Примечание: повреждения двигателя из-за перегрева охлаждающей жидкости или масла могут возникнуть и при более низких, чем максимально допустимые, температурах. Поэтому не рекомендуется доводить температуру до указанных пределов. Будьте особенно внимательны при использовании наддува +12 фунтов на низкой скорости и больших углах атаки при маневрировании, так как при этом обдув радиаторов становится недостаточным и температура может быстро достигнуть критической отметки.
ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ
1. Переключатель магнето в положение 1 + 2
2. Топливный кран основного бака открыть
3. Радиатор закрыть
4. РУД передвинуть вперёд на 10%
5. Запуск
ПРОГРЕВ ДВИГАТЕЛЯ
Держите радиатор закрытым до достижения температур:
1. Охладитель - 60ºС.
2. Масло - 40ºC.
РУЛЕНИЕ
Перед началом руления радиатор необходимо полностью открыть. При рулении и поворотах на Spitfire используется малая мощность двигателя в комбинации с рулём направления и тормозами. При использовании тормозов будьте очень внимательны, так как самолёт может скапотировать. Во время руления двигайтесь змейкой, чтобы видеть возможные препятствия впереди.
ВЗЛЁТ
1. Полностью откройте радиатор.
2. Обороты максимальные - 3000.
3. Используйте наддув +9 фунтов.
ПОСЛЕ ВЗЛЁТА
1. Убрать шасси.
2. Убрать закрылки (если они использовались).
3. Снизить обороты до 2850 об/мин.
ТРИММЕРЫ
Самолёт имеет триммеры руля высоты и поворота. Лётчики использовали индикатор скольжения, расположенный на правой стороне приборной панели, для точной регулировки руля направления. Стрелка этого прибора должна располагаться точно по центру. Этот же прибор можно использовать в бою для определения положения для точной стрельбы.
ОСОБЕННОСТИ
Максимальная скорость на уровне моря: 300 миль/ч.
Двигатель самолёта имеет одноступенчатый нагнетатель и после границы высотности (примерно 18000 футов) его мощность начинает снижаться. На высотах свыше 25000 футов мощность двигателя падает ещё больше, однако это был лучший из британских истребителей того периода для высотных боёв. Spitfire Mk IIА имеет хорошую управляемость и маневренность на малых, средних и больших высотах, особенно в диапазоне от 10000 до 25000 футов. На малых высотах он немного уступает в скорости Bf 109, на средних сопоставим с ним по этому показателю, а на больших высотах превосходит все модификации Bf 109Е, за исключением Bf 109E-4N. Над Bf 110 он имеет превосходство на любой высоте.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ НАБОР ВЫСОТЫ
1. Откройте радиатор на 75% и корректируйте его положение в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.
2. Установите наддув +9 фунтов.
3. Установите обороты 2850 об/мин.
4. Приборная скорость при наборе высоты 160-165 миль/ч, ближе к потолку уменьшается до 120 миль/ч.
ТОПЛИВНАЯ СМЕСЬ
Двигатель оборудован карбюратором, который позволяет пилоту выбирать обогащённую или обеднённую топливно-воздушную смесь. Обогащённая смесь используется на основных режимах полёта - взлёт, посадка, набор высоты, бой. Обеднённая смесь используется только на крейсерских режимах полёта для экономии топлива, при этом наддув не должен превышать +1 фунт, а обороты 2600. Использование обеднённой смеси при более высоких показателях наддува и оборотов приведёт к выходу двигателя из строя.
ПИКИРОВАНИЕ
• Максимальная скорость в пикировании: 420 миль/ч по прибору.
Будьте осторожны при пикировании на высокой скорости, не используйте триммер руля высоты, чтобы затяжелить нос, иначе вы рискуете потерять крылья.
ПОСАДКА
1. Обороты двигателя 3000 об/мин, газ прибрать, снизить скорость до 160 миль/ч.
2. Выпустите закрылки.
3. Выпустите шасси.
4. Установите триммер руля высоты для горизонтального полёта, уменьшите скорость до 130 миль/ч, развороты выполняйте плавно.
5. На глиссаде снижайте скорость до 120 миль/ч, затем до 100 миль/ч перед обрезом ВПП. Держа нос по горизонту, опускайте самолёт на ВПП, при касании скорость 90 миль/ч.
6. Перед началом торможения убедитесь, что самолёт опустился на три точки, используйте тормоза крайне осторожно и не удерживайте их долго. Машина имеет тенденцию к капотированию при длительном использовании тормозов.